Симптоматика нарушения голоса: Нарушения голоса — причины, симптомы, диагностика и лечение – Дисфония (нарушение голоса) — симптомы, лечение, патологии голосовых связок

Содержание

Нарушения голоса — причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Нарушения голоса

Нарушения голоса

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Дисфония (нарушение голоса) — симптомы, лечение, патологии голосовых связок

Дисфония (расстройство голоса) существует, если использование голоса ограничено, и его звук изменяется. Дисфония может иметь множество причин. Большинство причин безвредны, и нарушение голоса проходит само по себе. Иногда, однако, могут присутствовать серьезные заболевания, которые делают целесообразным посещение врача. С помощью терапии голос часто может быть значительно улучшен.

Описание

При дисфонии (греч. Φωνή, phōné, «громко» и δυς, dys «неправильно, плохо») голос звучит слабо и значительно изменяется. Дисфония – это не болезнь, а симптом, который может иметь различные причины. За речевым нарушением могут стоять физические заболевания (органические причины) или нарушения функции гортани (функциональные причины). Самое сильное проявление дисфонии называется немотой (афония). Чтобы понимать причины возникновения нарушений голоса, полезно знать, как и откуда берется голос.

Как создается голос?

Чтобы человек мог общаться с окружающими, ему, в первую очередь, необходим голос. Формирование голоса включает как минимум три процесса:

  1. Легкие производят поток воздуха, необходимый для формирования звука (фонационный ток).
  2. Гортань с помощью мышц, хрящей и, особенно, голосовых складок производит первичный звук.
  3. Горло, рот и нос (так называемая шейная трубка) преобразуют первичный звук в речевые звуки.

В принципе, к дисфонии могут привести нарушения во всех трех процессах.

Причины и возможные заболевания

Дисфония может быть вызвана физическими причинами (органическое нарушение голоса) или функциональными нарушениями (функциональное нарушение голоса).

Органическое нарушение голоса (органическая дисфония)

Для нормального формирования голоса голосовые связки в гортани должны вибрировать свободно. Различные физические расстройства могут быть причиной нарушений этого – речь идет о дисфонии. Органические причины дисфонии часто имеют характерные изменения или аномалии в гортани. Врач может диагностировать их с помощью ларингоскопии.

Перегрузка голоса. Люди, которые много говорят или поют по профессиональным причинам, часто испытывают симптомы заложенности голосовых связок. Следствием постоянного стресса голосовых складок являются так называемые узелки певца. Они располагаются на голосовых складках и состоят из соединительной ткани. Узелки препятствуют свободной вибрации голосовых связок во время тренировки голоса – это дисфония. Учителя, актеры и певцы часто страдают этим. Главной особенностью этого нарушения голоса является хрипота.

Воспаление гортани: если воспалена гортань или даже вся глотка, это часто приводит к нарушению формирования голоса. Всем известно об этом явлении при простуде, когда вирусы или бактерии вызывают воспаление в глотке и тем самым приводят к хрипоте. Кроме того, рефлюкс кислого желудочного сока в трахею может повредить гортань и горло и, следовательно, вызвать дисфонию.

Паралич мышц гортани: Повреждение нервов в области гортани может вызвать паралич одной или обеих сторон голосовых связок. Нервные пути, например, во время операции на щитовидной железе нарушаются. Нервные импульсы больше не передается на мелкие мышцы в гортани. Если только одна из голосовых связок парализована (односторонний паралич), человек, как правило, продолжает говорить почти нормально. Однако, если страдают обе голосовые связки (двусторонний паралич), появляется одышка и самое сильное выражение дисфонии – полная потеря голоса (афония).

Доброкачественные опухоли на голосовых складках: после травм голосовых складок (например, из-за интубационной трубки во время искусственной вентиляции) может развиться пролиферация на голосовых складках (гранулема голосовой складки, контактная гранулема). Эти опухоли могут быть односторонними или двусторонними. Доброкачественные опухоли также включают папилломы, кисты (заполненные жидкостью пространства) и полипы (разрастания слизистой оболочки), которые располагаются непосредственно на голосовых складках или в них. Эти механические препятствия мешают свободной вибрации и правильному закрытию голосовых связок. Для устранения возникшей дисфонии часто требуется хирургическое удаление (фонохирургия).

В случае отека Рейнке жидкость накапливается (отек) в крае голосовых связок. Точный механизм этого пока не ясен. Тем не менее, очевидно, что существует связь с хроническим раздражением от курения, а также от рефлюкса желудочной кислоты. Особенно страдают женщины в возрасте от 40 до 60 лет. Голос звучит грубо и хрипло. Дисфония может привести к полной немоте (афонии).

Более редкой причиной дисфонии является рак гортани (опухоль гортани). Этот рак в настоящее время поражает значительно больше мужчин, чем женщин. Основным фактором риска является курение. Тем не менее, по мере того, как все больше и больше женщин начинают курить, в последние годы заболеваемость женским раком возросла. Основными симптомами рака горла являются продолжительная охриплость и, возможно, дыхательная недостаточность. Алкоголь и токсины окружающей среды, такие как асбест, также, по-видимому, участвуют в развитии рака горла. Если дисфония сохраняется в течение длительного времени – это сигнал тревоги.

Функциональная дисфония

При функциональной дисфонии врачи различают гиперфункциональный и гипофункциональный варианты. Очень распространены смешанные формы. Во всех случаях наблюдается дисбаланс мышц, участвующих в фонации. О функциональной дисфонии говорят, если голос нарушен, но органические изменения при ларингоскопии почти незаметны. Пострадавшие отмечают постоянную охриплость, повышенную утомляемость голоса, а иногда ощущение тяжести или жжения в шее.

Гиперфункциональная дисфония. Этот тип дисфонии возникает, когда мышцы, задействованные в тренировке голоса, чрезмерно напряжены. В результате мышцы напрягаются. Смежные группы мышц в области лица, шеи и шеи также могут быть напряженными. Причиной этого напряжения обычно является чрезмерное использование голоса. Голосовые складки не могут свободно вибрировать при гиперфункциональной дисфонии, что приводит к грубому и скрипучему голосу.

Гипофункциональная дисфония: при этой форме дисфонии возникает нарушение функции мышц гортани. Голосовые связки не смыкаются полностью, оставляя больший промежуток между ними, через который выходит воздух, воспринимающийся как шипящий шум в голосе. Причиной этого обычно являются болезни или истощение с общим ослаблением организма. Даже психическое напряжение, такое как беспокойство или горе, может привести к гипофункциональной дисфонии. Из-за выходящего воздуха в голосе слышно дыхание, которое обычно звучит тихо и слабо.

Смешанные формы дисфонии. На практике гиперфункциональная или гипофункциональная дисфония встречается редко. Более распространенной является смешанная форма дисфонии, при котором голосовые складки расслаблены, а мышцы гортани напряжены. Голос становится сдавленным и сухим. Это ясно показывает, что при функциональных нарушениях голоса существует дисбаланс между мышцами, участвующими в формировании голоса.

Когда следует идти к врачу?

Если дисфония длится всего несколько дней и имеет очевидную причину (например, после праздника или простуды), обычно нет причин для беспокойства. Однако, если нарушения голоса повторяются или сохраняется в течение более двух недель, следует обратиться к врачу. Даже если вы заметите, что ваш голос звучит сдавленно, стал скрипящим или шипящим, или у вас болит горло, целесообразно посетить врача. В конце концов, для жизни необходим сильный, звучный голос.

Что делает доктор?

Специалистами по нарушениям голоса являются специалисты по фониатрии. Специалисты по оториноларингологии (ЛОР) и общей практике также являются специалистами при дисфонии. Во-первых, врач проводит опрос о причинах и тяжести дисфонии, задавая конкретные вопросы. Затем выполняет физикальное обследование (с помощью ларингоскопа) и другие необходимые исследования.

История болезни

Врач задаст вам различные вопросы, например:

  • Как долго у вас нарушен голос?
  • Был ли голос сильно нагружен до начала дисфонии?
  • Имеются ли заболевания дыхательных путей или легких?
  • Вам делали операцию незадолго до появления нарушения голоса, например, в области груди или шеи?
  • Если да, проводилась ли операция под общим наркозом с искусственной вентиляцией?
  • Вы курите? Если да, сколько и как долго?
  • Употребляете алкоголь? Если да, то сколько?
  • Вы заметили затвердевание, отек или ощущение давления в области шеи?
  • Какие лекарства вы сейчас принимаете?

Исследования

Применяют различные исследования при дисфонии. Метод исследования зависит от предполагаемой причины.

  • При общем физикальном осмотре врач сначала получает общее представление о состоянии здоровья. Например, прослушивание стетоскопом (аускультация) и осмотр горла с помощью фонарика и депрессора языка.
  • Дисфония также требует пальпации гортани и шеи, чтобы обнаружить опухоль или уплотнения.
  • Если вы поговорите с врачом, он поймет, как у вас проявляется нарушение голоса. Для уточнению нарушений голосовых функций может понадобиться произнести определенные предложения или звуки.
  • Тщательное обследование гортани позволяет провести ларингоскопия. Врач осматривает шею непосредственно с помощью зеркала или специальной камеры. Эта процедура очень полезна в случаях дисфонии, так как врач получает прямой обзор голосовых складок и гортани. Не нужно бояться ларингоскопии, если вы хорошо расслабитесь, то проблем не возникнет.

Дальнейшие исследования

Иногда при дисфония необходимы дальнейшие исследования для определения ее причины. Они используются при длительном или выраженном нарушении голоса. Если возникают дополнительные симптомы, такие как одышка, кровохарканье или дисфагия, могут быть полезны следующие обследования:

  • Измерение кислотности (pH) в пищеводе. Если есть подозрение на повреждение голосовых складок кислым желудочным соком, может также потребоваться гастроскопия.
  • УЗИ (сонография) щитовидной железы.
  • Рентген грудной клетки.
  • Забор ткани (биопсия) из слизистой оболочки гортани или бронхов.
  • Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) шеи, груди или мозга.

Терапия

В зависимости от причины, используется индивидуальная голосовая терапия. Обычно логопеды, преподаватели – дефектологи или учителя дыхания / речи проводят вокальную терапию.

Терапия органической дисфонии. При параличе гортани сначала нужно разобраться с вредными привычками использования голоса. Правильная  техника речи, эффективное и менее интенсивное использование голоса, часто помогает при параличе гортани.

Простуда, как причина дисфонии, лечится симптоматически. Если простуда закончилась, голос, обычно, возвращается быстро.

В случае рефлюкса желудочной кислоты могут быть использованы так называемые ингибиторы протонной помпы, которые подавляют выработку желудочного сока.

Гранулемы голосовых связок, папилломы, кисты и полипы могут быть удалены с помощью методов фонохирургии.

При отеке Рейнке, прежде всего, важно бросить курить. Хирургическая операция и голосовая терапия также возможны.

Терапия в случае функциональной дисфонии. В контексте голосовой терапии разрабатываются голосовые упражнения, которые при регулярном использовании должны обеспечивать лучшую координацию отдельных групп мышц гортани. В основном, эти упражнения начинаются с отдельных звуков, затем оптимально регулируется громкость голоса.

Особое внимание в голосовой терапии уделяется хорошей технике дыхания, так как она необходима для эффективной тренировки голоса. Терапия заканчивается, когда больной человек может стабильно использовать свое новое голосовое поведение в повседневной жизни.

Вы можете сделать это самостоятельно

С помощью голосовых упражнений, освоенных при голосовой терапии, в большинстве случаев, вы можете достичь значительного улучшения дисфонии. Однако важно, чтобы вы постоянно выполняли вокальные упражнения дома .

Также попробуйте поработать над напряжением всего тела. Потому что на голос влияет вся поза. Полезными могут быть упражнения на расслабление. Чтобы окончательно расслабить мышцы, необходимо взаимодействие регулярных упражнений и расслабления.

Если у вас есть проблемы с голосом, не пытайтесь их скрыть. Поговорите с друзьями или членами семьи об этом, и найдите решение вместе с врачом и голосовыми терапевтами. Потому что при правильной терапии успех в лечении дисфонии весьма вероятен.

 

Вас также может заинтересовать

причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушения голоса — это полное или частичное отсутствие фонации или ее расстройство, вызванное патологическими изменениями в голосообразующих органах.

Содержание статьи:

Нарушения голоса

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония — абсолютная потеря голоса, дисфония — ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса — важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия — это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • ДЦП;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Лечение нарушений голоса

Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

причины, симптомы, диагностика, коррекционная работа

Нарушения голоса — группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

У ребенка нет голоса

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление голосовых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Классификация нарушений голоса

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

Нет голоса

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении голосового режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Строение гортани

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование голосовых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Логопед проводит диагностику

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;
    общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Коррекция нарушений голоса

Профилактика

Помимо соблюдения голосового режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушение голоса  — это отсутствие или расстройство фонации в следствии патологического расстройства голосового аппарата.

Причинами нарушений голоса могут быть:

— заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов;

— несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса

— перенапряжения голоса

— снижения слуха и др.

Большинство наурушений голоса являются преобретенными, кроме центрально-органических нарушений, которые могут быть и врожденные, и приобретенные. Некоторые расстройства голоса входят в речевого нарушение.

Могут нарушатся в различной степени все характеристики голоса:

— при нарушении высоты: монотонный, низкий, дрожащий (треморирующий) голос, фальцет;

— при нарушении тембра (хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, квакающий, назализованный, металлический голос, диплофония.

— при нарушении силы голоса: афония, слабый иссякающийся или слишком громк.

 Различают органические и функциональные нарушения голоса. При органических имеются стойкие патолого-анатомические изменения в строении голосовых складок. Функциональные расстройства связаны с временным изменением функций гортани и голосовых складок.

Классификация рассматривает нарушения голоса в трех аспектах:

1. Медицинский аспект учит, какой отдел (периферический или центральный), какого из речевых анализаторов (речедвигательный или речеслуховой) нарушен и каков характер нарушения (функциональный или органический).

2. Логопедический аспект  вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Выделяют такие расстройства как: афонию, дисфонию, ложносвязочный голос, ринофонию. При этом в группу органических расстройств входят афония и дисфония при анартии и дизартрии; ринофония при изменении носовой трубы; дисфоним при снижении слуха.

3. Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройств голоса на общение, особенности личности, ЭВС человека

Органические нарушения голоса включают патологию вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов.

Центрально органические – афония и дисфонии при дизартрии. Чаще встречается по ДЦП.

К группе периферических органических расстройств голоса относят нарушения, связанные с патолого-анатомическим изменением в структуре и функции гортани. Это дисфония и афония при хронических ларингитах, ожогах, травмах, опухолях гортани, состояния после удаления опухолей, парезы и параличи гортани.

В случае парезов и параличей голос либо отсутствует, либо охриплый. Жалобы на утомление при речи, кашель.

В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы – бородавчатые опухоли неясной этиологии, которые располагаются на голосовых складках. (Во взрослом возрасте чаще встречаются злокачественные опухоли). Возникают в возрасте от 1 года до 5 лет. Лечатся хирургическим путем, могут вырастать снова. В результате может возникать рубцовый стеноз гортани. Ребенок нуждается в операции по расширению гортани. 

Также рубцовый стеноз гортани может возникнуть после дифтирии, кори, ожогов, после удаления инородных тел, опухолевых образований, фибром, кист. Лечение состоит в  хирургическом вырезании рубцово-измененной ткани. В трахее. Вставляется трубка на 3-4 месяца.

При отсутствии своевременного лечения дисфония может переходить с тойкую хрипоту вследствие появления на голосовых связках узелков, утолщений.

Бывает полное удаление гортани из-за злокачественных опухолей. В таком случае отмечается отсутствие голоса и дыхания. Длительное пребывание в больнице может явиться причиной ЗПР у детей. Взрослые тяжело переживают свой дефект.

При ринофонии наблюдается носовой оттенок голоса при правильном звукопроизношении. Возникает из-за нарушений функции мягкого неба. Выделяют органическую врожденную открытую ринофонию при врожденном укорочении мягкого неба. Приобретенная органическая открытая ринофония  возникает при парезах и параличах мягкого неба, прободения, свищах неба из-за ранений, туберкулеза, сифилиса. Параличи и парезы часто бывают после дифтерии из-за давления опухолей. Функциональная открытая ринофония появляется у ослабленных астеничных детей с вялой артикуляцией, вследствие психотравм, испугов, страха. Закрытая ринофония возникает из-за болезней носоглотки – аденоидных разращений, полипов, искривления носовой перегородки.

К функциональным нарушениям голоса относят нарушения, которые не сопровождаются отклонениями в строение  органов гортани. Чаще отмечаются у взрослых. Причинами могут быть голосовое переутомление, влияние психических факторов. Среди них выделяют.

1. Психогенная а-/дисфония у истеричных девочек и женщин как реакция на психотравму. При этом сохраняется звучный смех и кашель.

2. Фонастения – нарушение голоса у лиц голосоречевых  профессий и проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом, в появлении неприятных ощущений. Причины: перегрузки, несоблюдение гигиены голоса при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

3. Гипертонусна / спастическая а-/дисфония связана с повышенным тонусом гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Возникает у людей форсирующих голос из-за его перенапряжения при чрезмерном напряжении. При попытках фонации голос либо не возникает совсем, либо появляется резкий, искаженный, глухой голос.

4. Гипотонусная а-/дисфония обусловлена двусторонним миопатическими парезами, то есть парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии) или сильном перенапряжении голоса.  При этом страдают мышцы суживающие голосовые складки, из-за чего в момент фонации голосовые складки полностью не смыкаются. Патология проявляется от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения, боли в мышцах шей, затылка, грудной клетки.

5. Патологическая мутация голоса

Таким образом, симптомокомплекс функциональных нарушений включает:

ü Отсутствие голоса, когда больной говорит шепотом при различной громкости

ü  Дисфония – изменение высоты, силы и тембра голоса.

Нарушения голоса — Медицинский справочник

Нарушения голосаНарушения голоса

Нарушения голоса – различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Голос. Виды нарушений голоса. Коррекция и профилактика нарушений голоса.

Консультация на тему: «Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей».

Для начала немного статистики: нарушения голоса различного генеза, по данным разных авторов, имеют распространенность от 1 до 49% у детей, от 2 до 45% у взрослых в зависимости от социальной принадлежности. Так, например, у лиц голосо-речевых профессий : певцов, актеров, педагогов, адвокатов и т.д., они составляют 40-55 %. Исследование нарушений голоса находятся на стыке таких дисциплин, как фониатрия, физиология, психиатрия, психология, логопедия, а также эндокринология, неврология, пульмонология.

Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. К ним относятся – заболевания гортани, носоглотки, лёгких; перенапряжения голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь, обеспечивают движение голосовых складок. В результате чего возникает колебание частиц воздуха, эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель. При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся друг о друга. Поэтому при необходимости щадить голосообразующий аппарат рекомендуется говорить шепотом. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.

Итак, голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок. Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разряжения. Источником звука человеческого голоса является гортань с её голосовыми складками.

Голос характеризуется следующими признаками:

Высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительностью речи;

Громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок;

Тембром, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов, присоединяемых к основному тону. Определённое сочетание обертонов создаёт индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;

Диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей в пределах 2-3 тонов.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Виды нарушений голоса.

Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония – полное отсутствие голоса; дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса. Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: это помехи, комок в горле, налипание пелёнок, постоянное «першение» с потребностью откашляться, давление и боли.

Все нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучавший голос. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удаётся восстановить коммуникативную функцию голоса, но качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы. Остановимся подробнее на основных нарушениях голоса.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением голоса у детей является спастическая дисфония, которая возникает из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в пятилетнем возрасте, наибольшая частота отмечается у детей в возрасте 8-10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у таких детей утром голос ясный и чистый, а к вечеру появляется осиплость. Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдается хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может появиться у детей на фоне аллергического заболевания. Также могут способствовать возникновению дисфонии негигиенические условия фонации – пыль, дым, шум в помещении. У детей могут появляться органические изменения в гортани – узелки голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще всего они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5-10 лет. Основной причиной их появления является – перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерными особенностями детей и неправильным отношением родителей и педагогов к развитию голоса. Наряду с этим нарушается и фонационное дыхание, которое становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос становится хриплым.

Помимо спастической дисфонии у детей может наблюдаться — функциональная афония, то есть отсутствие голоса. Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появление звучного голоса при кашле. В таких случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. Также к функциональным нарушениям относится патологическая мутация голоса – физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, которое сопровождается рядом изменений в голосе и голосообразующем аппарате.

Далее рассмотрим органические нарушения голоса, которые возникают вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, и в свою очередь подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относят афонию и дисфонию. Чаще всего они наблюдаются у детей с дизартрией.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз гортани после заболевания или микрохирургической операции.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, голос не появляется даже при кашле. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении и к сужению социальных контактов.

Страдает, конечно, и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение. Характерны также — соматическая и психическая ослабленность, эмоциональные расстройства.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью. У детей с нарушенным слухом чаще всего тихий, с назальным оттенком, фальцет. Из всего вышесказанного следует, что органические и функциональные афонии и дисфонии различаются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса.

Коррекция нарушений голоса у детей.

Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии – фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Вся коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно в зависимости от патологических проявлений каждого типа голосового расстройства. Однако, начальным этапом всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой – убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, объяснив цели и задачи коррекции. Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура. В начальном цикле занятий используют несложные артикуляционные упражнения, такие как гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, кашлевые движения, мычание. Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков А-О-У, фрикативных согласных Ф, З, С, Ш, Х, В, Ж, затем глухих и звонких взрывных П, Т, К, Б, Д, Г. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука М и слога МУ, затем МУМ.

Основное содержание следующего цикла занятий – автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, слов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса.

Заключительный этап – введение вызванного голоса в повседневное речевое общение. Процесс восстановления голоса длится около 3-4 месяцев и более эффективен в возрасте 3-4 лет.

При функциональных нарушениях голоса основной задачей логопедической работы является преодоление стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому проведение психотерапевтических бесед является необходимым условием. Вслед за беседой назначают режим молчания на 10-14 дней, после чего начинаются коррекционно-логопедические занятия, которые включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастики и голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребенка и способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Дыхательная гимнастика развивает фонационное дыхание, особенно удлиненный сильный выдох.

У детей с функциональной афонией при попытках фонации появляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации «мычания», гласном звуке У голос обычно быстро вызывается. Далее он автоматизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и согласными звуками.

Патологическая мутация также требует вмешательства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мутация, когда голос приобретает высокое фальцетное звучание. Это физиологическое явление встречается у подростков в возрасте 13-15 лет. В своей работе логопед также использует артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения. Низкое положение гортани фиксируется при позевывании с открытым ртом, покашливании и т.д. В дальнейшем полученный голос закрепляется в слогах, словах, фразах, самостоятельной речи, пении песен.

При восстановлении функциональных расстройств особую роль приобретают профилактика и гигиена голоса. Личная профилактика нарушений голоса складывается из создания определенных условий быта, семьи, отдыха, режима жизни ребенка. К числу профилактических мер при дисфонии относится запрет на пение, нельзя громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания рекомендуется режим молчания на 5-10 дней.

Особые условия необходимо соблюдать и во время мутации. Период мутации обычно длится 1,5 – 2 года, при разговоре голос мальчиков неожиданно срывается то на фальцет, то начинает басить, в этот период нужно щадить голос: не кричать, не петь громко, особенно в сырых, непроветренных помещениях. Если наблюдаются частые срывы голоса, обратиться к врачу фониатру. После периода мутации голос обретает свою индивидуальную окраску и 25-30 лет остается неизменным. Для детей дошкольного, младшего школьного возраста очень важны профилактические мероприятия, занятия дыхательной гимнастикой для того, чтобы предупредить нарушения голоса.

Родителям, педагогам при возникновении нарушения голоса, особенно если он принимает хронический характер, необходимо направить ребенка на консультацию к специалисту. Если раньше голосовые нарушения лечили, как правило, врачи-отоларингологи и фониатры, то в настоящее время, достигнуть положительных результатов можно только совместно с другими специалистами.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о