как определить качество слуха? — Рамблер/доктор
СодержаниеТравмы, болезни и другие причины снижения слухаТугоухость и степень ее выраженностиКак определяют снижение слуха?Как сохранить здоровье органа слуха и когда бежать к врачу?
Слух является одним из пяти внешних чувств человека, необходимых для полноты восприятия окружающего мира. Получение и обработку звуковой информации обеспечивает сложнейший механизм. Качество его функционирования зависит от многих факторов, а своевременность диагностики нарушений слуха позволяет сохранить или восстановить способность звукового восприятия. Самый легкий и доступный метод проверки слуха — исследование с помощью шепотной и разговорной речи. В Международный день охраны уха и слуха, ежегодно отмечаемый 3 марта, MedAboutMe расскажет вам, что собой представляет данное диагностическое мероприятие и почему портится слух.
Травмы, болезни и другие причины снижения слуха
Мы можем слышать благодаря способности воспринимать звуковые волны, распространяющиеся по воздуху. Снижение слуха может быть вызвано различными причинами. Степень выраженности нарушений зависит от того, какая именно область поражена: наружный проход, среднее или внутреннее ухо, проводящие пути слухового анализатора. Среди основных факторов, вызывающих частичную и полную потерю слуха отмечают:
Возрастные изменения в организме.
Согласно статистическим данным, потеря слуха, приводящая к инвалидизации, в мире сегодня диагностирована у 360 млн человек. 32 млн из этого числа — дети. Вероятность появления на свет малыша с отсутствием слуха, по статистике, составляет 1:1000. В два раза чаще дети теряют слух в возрасте до года. Причиной тому могут быть генетические факторы, травмы, полученные при родах, и инфекции. При этом у 60% детей с подобной проблемой, ее появление можно было бы предотвратить. С возрастом вероятность потери слуха возрастает. После 45 лет с такими нарушениями сталкивается примерно 17% населения, после 65-ти — свыше 35%. Возрастным изменениям подвергаются все отделы органа слуха, в той или иной степени приводящие к нарушениям звукового восприятия.
Болезни.
Основную опасность для слуха несут хроническое гнойное воспаление среднего уха и осложнения, развивающиеся на фоне острого среднего отита. Течение таких заболеваний приводит к образованию рубцов, ограничивающих подвижность слуховых косточек и барабанной перепонки. Также негативно сказаться на здоровье органа слуха могут паротит, корь, скарлатина и даже грипп, а точнее, осложнения, к которым они приводят. Повлиять на качество слуха могут болезнь Меньера, ревматоидный артрит, атеросклероз и сахарный диабет.
Травмы.
Это могут быть травмы и уха, и головы. Травмировать внутреннее ухо можно даже при неаккуратном удалении ушной серы с помощью ватной палочки. Нередко с частичной потерей слуха сталкиваются пловцы, которым в уши постоянно попадает вода.
Прием некоторых лекарственных препаратов.
Особенно нужно отметить ототоксичные антибиотики, нестероидные препараты противовоспалительного действия и петлевые диуретики. Такие лекарственные средства может назначать только врач, и их прием должен происходить под непрерывным контролем специалистов.
Кроме того, негативное влияние на здоровье органа слуха оказывают резкие вибрации и шумы. Основную группу риска составляют работники так называемых «шумных» производств, например, специалисты, обслуживающие машиностроительные конвейеры, или шахтеры. Нередки случаи, когда к снижению слуха приводит частое прослушивание музыки через наушники на высокой громкости.
Тугоухость и степень ее выраженности
Громкость звука измеряется в децибелах. Средняя громкость шепотной речи составляет примерно 30 дБ, окружающего бытового шума — около 50 дБ и разговорной речи — 60 дБ. Воздействие звуков от 140 дБ вызывает болезненные ощущения. Также на восприятие звуков влияет частота их воспроизведения. Частичная потеря слуха называется тугоухостью, имеющей четыре степени выраженности. Так, при:
I степени человек неразборчиво слышит негромкую и отдаленную речь в условиях полной тишины и при наличии постороннего шума; II степени пациент хорошо слышит исключительно разборчивую речь от собеседника, находящегося на небольшом расстоянии; III степени человек может слышать исключительно громкую разговорную речь с близких расстояний; IV степени пациент вообще не может слышать разговорную речь.
Своевременная диагностика тугоухости, а также вовремя назначенные профилактические и лечебные мероприятия позволяют сохранить слух на имеющемся уровне или же полностью восстановить его.
Как определяют снижение слуха?
Определение уровня остроты слуха является одним из основных показателей при диагностике нарушений в работе органа. Наиболее удобным по своей простоте и доступности диагностическим методом является исследование слуха шепотной и разговорной речью. Такие «инструменты» для оценки остроты слуха не имеют точной дозировки высоты и силы воздействующих звуков, но определенные требования к ним все же применяются.
Слова шепотной речи при диагностике произносятся после спокойного выдоха. Нормальным восприятием такой речи считается, если человек полноценно слышит ее с расстояния 6-7 м. Если шепот не воспринимается с расстояния меньше 1 м, определяется значительное снижение слуха. С помощью слов, состоящих из «низких» и «высоких» звуков, можно определить степень поражения звуковоспринимающего и звукопроводящего аппаратов:
при нарушении в работе звукопроводящего аппарата человек намного хуже воспринимает низкие звуки; при нарушении функционирования звуковоспринимающего аппарата у человека снижается восприятие высоких звуков.
При оценке остроты слуха шепотной речью специалистами используются слова двух групп. В первую входят слова, содержащие гласные звуки «у» и «о», а также согласные «м», «н», «р» и «в», то есть звуки в таких словах являются низкими. Вторая группа состоит из слов с гласными «а», «и», «э», а также шипящими и свистящими согласными, являющимися высокими звуками.
Если шепотная речь не воспринимается частично или полностью, проводится исследование громкой разговорной речью. Сначала слух проверяется разговорной речью средней громкости, потом по мере необходимости громкость речи увеличивают.
Слух проверяется отдельно на каждом ухе. При этом пациент располагается таким образом, чтобы обследуемое ухо находилось напротив источника звука. Второе ухо закрывается пальцем или ушной трещоткой. Вначале исследование оценка остроты слуха выполняется с близкого расстояния. Если пациент слышит то, что ему говорят, четко, расстояние между ним и источником звука увеличивается до тех пор, пока речь будет совершенно неразборчивой. Порог восприятия речи — расстояние, с которого человек может различить половину произносимого.
Несмотря на практическое значение, подобная методика не является единственным методом оценки состояния слухового анализатора. Более информативными диагностическими мероприятиями являются аудиометрия и импедансометрия.
Как сохранить здоровье органа слуха и когда бежать к врачу?
Прислушиваться к своему организму нужно всегда, ведь такая внимательность в большинстве случаев позволяет определить многие нарушения на ранних стадиях, повысить эффективность лечения и получить шанс на полное выздоровление. Срочно обратиться к отоларингологу нужно, если:
человек постоянно просит повторить то, что ему говорят; ему сложно сосредоточиться и воспринимать информацию при разговоре с несколькими людьми сразу; его постоянно или периодически тревожит звон или шум в ушах; при наличии постороннего шума ему сложно расслышать, что говорят; привычная громкость телевизора, ноутбука или других устройств становится недостаточной.
Однозначно надо идти к врачу, если к проблемам со слухом есть наследственная предрасположенность, незадолго до появления симптомов человек принимал определенные группы лекарств, подвергался воздействию сильных вибраций или шума.
Чтобы обезопасить себя и сохранить здоровье органа слуха, необходимо хотя бы раз в 1-2 года посещать врача-отоларинголога, при возникновении любых нарушений обращаться к специалисту, лечить хронические ЛОР-заболевания, чистить уши аккуратно с помощью специальных палочек и избегать воздействия громких и резких звуков.
Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов — по десятибалльной шкале — можно оценить состояние вашего здоровья.
Исследование слухового восприятия шепотной и разговорной речью
Исследование состояния слуха с помощью шепотной и разговорной речи — наиболее старый и доступный метод определения состояния слухового восприятия, не утративший своего значения до настоящего времени. Его можно использовать в любых условиях. Кроме того, исследование слуха речью дает возможность оценить способность высшего анализа и синтеза звуков, столь необходимых для понимания речи. Способность слышать и понимать речь является основным критерием оценки состояния органа слуха. Количественная оценка результатов исследования сводится к определению расстояния, с которого исследуемый слышит шепотную, разговорную, громкую речь или крик.
Для исследования «живой речью» обычно используют число-|вые тесты, так как таблицы слов, составленные на основе правильных акустических и фонетических принципов, не всегда при-шенимы при исследовании слуха у слабослышащих и глухих детей и у людей, имеющих большое снижение слуха. Многие из входящих в эти таблицы слов непонятны даже школьникам младшего возраста с нормальным слухом, что в еще большей степени отно-|сится к детям с нарушенным слухом, словарный запас которых [значительно беднее.
При исследовании восприятия речи обследуемого располага-|ют таким образом, чтобы его правое или левое ухо было повернуто к исследователю. Губы последнего должны находиться на одном уровне с ушной раковиной обследуемого. Для объективности и возможности сравнения результатов различных исследований интенсивность шепотной и разговорной речи должна быть строго определенной (шепотной речи — 35—40 дБ, разговорной — 60 — 70 дБ). Критерием оценки нормального слуха является восприятие шепотной речи на расстоянии 6 м, разговорной — 6 — ‘Юм.
Учитывая результаты ознакомительной беседы, исследование ! шепотной речью начинают с расстояния 5 —6 м. При отсутствии восприятия исследователь постепенно приближается и отмечает то расстояние, на котором исследуемый правильно повторяет все числа.
Во время проверки слуха неисследуемое ухо должно быть «выключено». Самый простой способ выключения второго уха — закрытие наружного слухового прохода пальцем. Особые трудности возникают при проверке хуже слышащего уха, когда слух второго нормальный или близок к норме. В этом случае используют следующие способы маскировки:
1. Способ Вегенера — в наружный слуховой проход неисследуемого уха вводят палец, движения которого вызывают заглушение уха и исключают возможность переслушивания речи.
2. Способ Кайзера — непрерывное трение ушной раковины неисследуемого уха ладонью помощника.
3. Способ Е. М. Хоршака — к ушной раковине испытуемого прикладывают кусок «вощеной» (пергаментной) бумаги. При трении пальцем о ее поверхность создается шум, исключающий восприятие речи исследователя.
4. Звуковая маскировка с использованием трещотки Барани.
При исследовании шепотной речью маскировку лучше слышащего уха желательно проводить двумя первыми методами, а при проверке разговорной речью — двумя последними.
Оценивать результаты исследования шепотной речью можно, руководствуясь критериями (С.З.Ромм), приведенными в таблице 5.
Таблица 5 Оценка слухового восприятия с использованием шепотной речи
Уровень слуха | Восприятие на расстояние от источника звука, м |
Нормальный слух | Более 5 |
Незначительное снижение | 1-5 |
Средняя степень | До1 |
Тяжелая степень | Не воспринимается |
Для дальнейшего анализа состояния слуха обследуемых, не воспринимающих шепотную речь даже на самом близком расстоянии, рационально разделить их на две группы: имеющих средне-тяжелую степень нарушения слуха (восприятие разговорной речи на расстоянии менее 1 м) и тяжелую степень нарушения, когда воспринимаются отдельные слова, произнесенные громким голосом у ушной раковины. Если исследуемый плохо слышит шепотную речь и хорошо разговорную, то в этом случае можно ожидать нарушения восприятия тонов в высокочастотном диапазоне. Если хорошо воспринимает шепотную речь, но испытывает затруднения при восприятии разговорной, можно предположить нарушения в низкочастотном диапазоне.
На приеме у ЛОР врача….
с 6,6 метров слышит шепотную речь и это означает, что слух хороший. Что можете не переживать. Не томите, скажите ответ!!
с этого расстояния пациент слышит шепетную речь
если по 7 -бальной системе, то очсень даже неплохо.
Это расстояние с которого слышен шепот врача при проверке слуха. Вроде норма у меня специализация другая)))
Поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др. ) возможности восприятия речи возрастают. Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает: 1) как результат острого или хронического воспаления среднего уха: происходят патологические изменения в среднем ухе — прободение барабанной перепонки, рубцы, сращения, что приводит к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек; 2) как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разращения) ; при этом нарушается проходимость евстахиевой трубы; 3) как результат перенесенных инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори) ; 4) как результат врожденных аномалий органов слуха в эмбриональном периоде. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Существует несколько классификаций нарушений слуха. Среди них наиболее распространенными являются классификации Б. С. Преображенского и Л. В. Неймана. Согласно первой классификации выделяются четыре степени снижения слуха: легкая, умеренная, значительная, тяжелая — в зависимости от расстояния, на котором воспринимается разговорная и шепотная речь. Диапазон восприятия при этом значителен. Так, при легкой степени снижения слуха шепотная речь может восприниматься на расстоянии от 3 до 6 м, при тяжелой степени — на расстоянии от 0 до 0,5 м. Л. В. Нейман выделяет три степени тугоухости, учитывая не только расстояние, на котором воспринимается речь, но и состояние речи.
Не слышу шепотную речь — что делать?
Описание:
Если вы не слышите шепотную речь, то нужно обратиться к врачу и провести диагностику. Если вы не слышите шепотную речь, то это снижение слуха 2- 3 степени.
Я, врач и работаю по методике восстановления слуха в течение 15 лет. Методика основана на практиках самовосстановления — человек сам восстанавливает свой слух и здоровье при помощи комплекса упражнений, без лекарств.
Результат работы.
Анфиса. 30 лет .г. Самара. Диагноз — нейросенсорная тугоухость 3 степени, шум в ушах.
Первый день вначале проверили слух. Мое удивление было в том, что правое ухо слышит слова и текст шепотом, значит оно здорово. Я была этому очень рада. Левое ухо не слышит шепотную речь, слышит громко с 6 шагов. После комплекса упражнений, которые мы делали, левое ухо стало слышать громко с 8 шагов. Я очень рада такому результату. Весь вечер до следующего занятия благодарила уши за то, что они услышали, и от них шло еле заметное тепло.
Второй день — проснулась с хорошим настроением. Состояние любви, радости, уверенности. Шум в ушах стал меньше. Закрыла правое ухо, левым ухом услышала шум машин, речь людей, слова не разбираю, зато голоса слышу (если люди говорят громко). Чувствую легкость в теле, уверенность, что я все могу. На занятии левое ухо слышит громко 10 шагов. Я этому очень рада. Это прибавляет уверенность и радость. По дороге домой люди попадаются позитивные
Третий день — утром проснулась от шума в ухе. Конечно, первая реакция расстроиться. Но я начала делать упражнения, которые мы проходили на курсе, и у меня получилось, шум ушел. Обратила внимание на поясницу, она иногда у меня побаливала. После гимнастики, которую дают на курсе я забыла про боль в пояснице. Теперь я постоянно контролирую свое положительное эмоциональное состояние и не разрешаю себе думать отрицательно. Все будет хорошо, я просто в этом уверенна .Я для этого и пришла сюда.
Оказывается кроме проблемы с ушами, еще много чего надо исправлять. Поэтому я уже по другому смотрю на проблемы со своим здоровьем. Я посылаю любовь своему телу, что я никогда не делала. По моим ощущениям тело удивлено, что я на него обратила внимание. До этого я только ругала себя, и никогда не хвалила и не любила. В ответ тело посылает тепло — это так удивительно. Я этому очень рада.
Четвертый день — настрой только на победу. Шум в ухе то появляется, то исчезает. В теле легкость, невесомость. Люди вокруг светлые и улыбчивые. Разговариваю в магазинах с продавцами и слышу их речь. Нет чувства страха, что не услышу. Я ощущаю вокруг, что мир вокруг меня добрый, прекрасный. И это здорово. На улице услышала, как пищит светофор, это было для меня открытие. Сколько дней ходила, а сегодня услышала. Я сказала спасибо своим ушкам, что услышали.
Пятый день — после работы с причинами снижения слуха, у меня исчезла пробка в ухе и благодарна своим ушкам. Попросила у них прощения, что я так долго к этому шла. Они меня услышали, и шум стал чуть меньше. Дома контролирую позитивное эмоциональное состояние. Даже муж на мои просьбы реагирует без агрессии. И я ему посылаю любовь и здоровье. Вот как это работает — никогда не знала, что так надо делать, чтобы был мир в семье. На улице люди разговаривают между собой слышу отдельные слова. Если говорят громко, то на расстоянии 3-х метров слышу слова. В кафе, где играет музыка, и много народу слышу слова людей и целые предложения. Спокойно слышала официанта.
Шестой день — проснулась состояние позитива и радости. Левое ухо слышит шепотом слова на расстоянии одного метра. Это прогресс, это счастье. Уверенность в себе, нет чувства страха, что не услышу. Я рада, что приехала в группу по восстановлению слуха, но шла я к этому долго, значит мое время пришло. Я поняла, что нужно идти в этом направлении, двигаться вперед. Перед сном всех благодарила.
Девятый день — проснулась в хорошем настроении. Я победила. Левое ухо слышит слова шепотом с 4 метров. Шум в ушах стал совсем слабый. Я спокойно, без страха, разговариваю с людьми, редко переспрашиваю, я получила то что, хотела и за этим пришла в группу. Предстоит работа дома, чтобы слух стал 100% и я теперь знаю как это сделать и уверенна в победе.
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 29Следующая ⇒ Исследование с помощью речи позволяет определить остроту слуха, разборчивость речи, возможности контакта с окружающими и является критерием при подборе слуховых аппаратов. Исследование слуха речью является самым простым методом, не требующим специального оборудования, но достаточно информативным. Исследование проводят с помощью шепотной, разговорной речи для каждого уха отдельно, в том случае, когда отсутствует слух на разговорную речь у ушной раковины, то звук голоса усиливают до крика, с целью выяснить наличие остаточного слуха. Произносимые слова не должны быть редко встречающимися, они должны быть известными и понятными. Для произнесения слов шепотной речью, надо вначале выдохнуть, и шептать на остаточном воздухе. Для исследования шепотной речью используют специальный набор двузначных цифр и слов из таблицы В.И. Воячека, Л. В. Неймана. В первую группу входят слова с низкой частотой звучания, а во вторую группу, слова с высокими по частоте звучания звуками. Группе слов с басовыми фонемами соответствуют низкие частоты от 120 Гц до 1000 Гц, которые слышны при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров, а группе слов с дискантовыми фонемами, соответствуют звуки от 2000 Гц до 10000 Гц, которые, человек с нормальным слухом, слышит с расстояния 20 метров. К первой группе относятся слова с басовыми фонемами, в состав которых входят гласные у, о и согласные м, н, р, в. Такие как врун, ворон, ровно, двор, море, номер, окно, роман, урок, Вова, ухо, рыба, волк, город, мыло, гром. Ко второй группе относятся слова, содержащие шипящие, свистящиеч, ш, щ, з, с звуки: чай, час, щи, заяц, Саша, дача, зайчик, чижик, часы, шишка, спичка, чашка, птичка, чайка. Во время исследования слуха испытуемого ставят боком к исследователю, так чтобы он не видел его лица, и просят закрыть ухо противоположное от исследователя. Не желательно резко нажимать на козелок, это может вызвать шум в ухе, однако при плохо закрытом ухе исследуемый может переслушать лучше слышащим ухом. Исследование лучше начинать с близкого расстояния, чтобы испытуемый адаптировался к голосу исследующего, если испытуемый правильно повторяет слова, следует отходить до того расстояния, где слова перестают различаться. Расстояние, на котором разборчиво воспринимается речь, в метрах записывается в слуховой паспорт, как показатель остроты слуха на каждое ухо. При исследовании с помощью слов с высокочастотными звуками, которые в норме воспринимаются на расстоянии 20 метров, исследователь может повернуться спиной к испытуемому, а испытуемый закрытым ухом к исследователю, чтобы увеличить расстояние, если оно недостаточно. Если шепотная речь не воспринимается даже у ушной раковины, слух исследуют разговорной речью, а при отсутствии восприятия разговорной речи, с помощью крика у ушной раковины. Для исключения переслушивания другим, лучше слышащим ухом, его заглушают с помощью специальной трещотки. В слуховом паспорте отмечают результаты исследования для каждого уха, как показатель остроты слуха. Проведенные исследования дают определенную информацию об уровне нарушения слуха. Снижение восприятия низко формантных слов при сохранном восприятии высоко формантных может указывать на нарушения в звукопроводящей системе, а снижение восприятия слов с высоко частотными формантами на нарушения в системе звуковосприятия. Восприятие шепотной речи меньше метра свидетельствует о значительном нарушении слуховой функции, а отсутствие восприятия шепотной речи у ушной раковины указывает на тугоухость или глухоту. Восприятие разговорной речи только у ушной раковины, или отсутствие восприятия разговорной речи бывает у глухих. Исследование слуха речью дает лишь общее представление о состоянии слуховой функции. Для того чтобы определить, какие именно частоты не воспринимаются, на сколько снижено восприятие звука, как лучше воспринимается звук через кости черепа, или через воздушное пространство наружного слухового прохода, слух исследуют с помощью камертонов. 2 группа исследований – исследование с помощью камертонов. Камертоны были привнесены в практику исследования слуха из музыки, их использовали для настройки инструментов, при приведении их в состояние звучания, они издают чистые тоны, при этом каждый камертон имеет постоянную частоту звучания. Для исследования слуха используют камертоны, настроенные на тон «до» разных октав, которые обозначаются латинской буквой «С». Для исследования слуха используют наборы камертонов различной частоты, малые, состоящие из трех камертонов (С 128, С 1024, С 2048) и большие – из 5 – 7 и даже 9 камертонов (С 16, С 32, С 64,С 128, С 356, С 512, С 1024, С 2048, С 4096). Цифра показывает частоту колебаний в сек., или высоту звука, которая выражается в Гц. Чем меньше частота звука, тем ниже звук. Речевые звуки воспринимаются, начиная с (С 128) Гц по (С 4096) Гц, поэтому исследование на практике проводят с помощью этих камертонов. Камертоны изготавливают из металла, состоит камертон из ножки и двух браншей (ветвей). Держать камертон следует за ножку тремя пальцами, а не всей кистью, которая ослабляет силу и продолжительность звучания, нельзя прикасаться к браншам, в противном случае сила и продолжительность звучания уменьшается или вовсе прекращается. Во время исследования слуха, камертон следует подносить к наружному слуховому проходу, не касаясь волос, которые могут уменьшить силу и время звучания, и так, чтобы бранши камертона находились одна за другой, то есть по ходу звуковой волны. При исследовании слуха по костной проводимости, ножку камертона следует ставить на самую выступающую часть сосцевидного отростка за ушной раковиной. Для приведения камертона в состояние звучания, низкочастотные камертоны ударяют браншей о коленку, или приводят в действие щипковым движением. Высокочастотные камертоны ударяют браншей о край стола. Поскольку время звучания зависит от силы удара, последняя должна быть максимальной. Перед тем как приступать к исследованию камертонами, надо определить длительность их звучания в норме. Для этой цели исследуют слух 10 – 20 молодым людям с нормальным слухом на длительность восприятия звука каждым камертоном, после чего выводится средняя цифра длительности звучания в секундах. Это будет норма продолжительности звучания каждого камертона Исследование камертонами начинают с проведения трех, а при необходимости четырех опытов. Исследование проводят через воздух наружного слухового прохода (воздушное проведение), и кости черепа (костное проведение) с помощью одного низкого камертона (С 128), поскольку звук этого камертона при исследовании через кость нельзя переслушать через воздух. Первый опыт называется опытом Вебера, по автору его предложившего. В слуховом паспорте этот опыт обозначают первой буквой «W». Опыт дает возможность сравнить слуховую функцию одного уха с другим. Для этого ножку звучащего, низкого камертона (С 128) устанавливают на область темени, а обследуемого просят прислушаться и сказать, где он слышит звук, на середине темени, в правом или левом ухе. При нормальном слухе звук равномерно распространяется в обе стороны, а ощущается по середине головы. Рис. 48 Исследование слуха низким камертоном (костная проводимость) Опыт Вебера. При поражении функции звукопроведения, в каком либо одном ухе, звук с темени ощущается в хуже слышащем ухе. Физически звук доходит и до другого, лучше слышащего уха, но субъективно им не воспринимается. Связано это с тем, что в хуже слышащем по звукопроведению ухе создаются лучшие условия для звуковосприятия, внешние шумы не мешают процессу звуковосприятия и человек слышит звук в хуже слышащем по звукопроведению ухе. Этот опыт называется опытом латерализации, поскольку звук распространяется в сторону от центра, в одно ухо. При двухстороннем нарушении функции звукопроведения, латерализация будет происходить в хуже слышащее ухо Возможен второй вариант опыта латерализации, когда в одном ухе снижен слух по звуковосприятию, при повреждении спирального органа или слухового нерва. В этом случае звук камертона с темени латерализуется в лучше слышащее ухо по звуковосприятию, а хуже слышащее по звуковосприятию ухо не воспринимает звука. Второй опыт Швабаха основан на определении времени распространения звука через кость. Звучащий низкий камертон (С 128) устанавливают на сосцевидный отросток, за ушную раковину, и засекают время по секундомеру. Укорочение времени восприятия звука по костной проводимости всегда указывает на поражение звуковосприятия, удлинение костной проводимости наблюдается при снижении слуха по звукопроведению. При снижении слуха по звукопроведению, снимается внешний маскирующий шум за счет снижения слуха на это ухо по воздушной проводимости, и удлиняется процесс восприятия звуков через кость. У тугоухих определяется укорочение времени восприятия, но поскольку восприятие звука у нормально слышащих не превышает 10 cек, этот тест для Третий опыт Ринне основан на сравнении восприятия звука через наружный слуховой проход (воздушное проведение), и кость сосцевидного отростка (костное проведение). В норме звук лучше воспринимается через воздушную среду наружного слухового прохода, чем через кость. Опыт производят одним камертоном (С 128), приставляя звучащий камертон вначале к сосцевидному отростку. Когда обследуемый указывает, что звук прекратился, камертон не останавливая и не дотрагиваясь до него, подносят к наружному слуховому проходу. При нормальном слухе камертон будет услышан через наружный слуховой проход, после того как прекратится звук через кость, и опыт считается положительным. Если камертон не слышен через воздух наружного слухового прохода, после того, как прекратилось восприятие через кость, это указывает на поражение звукопроводящего аппарата, то есть опыт отрицательный.Рис. 49. Исследование слуха камертоном (воздушное проведение). Иногда, при нарушении звукопроводящей функции, такая закономерность исчезает, происходит сравнение костной и воздушной проводимости, что бывает при небольшом нарушении функции звукопроведения. Четвертый опыт Желле проводится не всегда, только для выяснения подвижности стремени в овальном окне, подвижно оно или анкилозировано (запаяно), как это бывает при отосклерозе. Для этого в наружный слуховой проход вставляется специальная, резиновая груша для продувания слуховой трубы. Ножку звучащего камертона ставят на темя, баллоном сгущают или разряжают воздух в наружном слуховом проходе, при этом стремя вдавливается в овальное окно или выпячивается. При вдавлении подножной пластинки стремени в жидкость преддверия внутреннего уха, жидкость сжимается, повышается внутрилабиринтное давление, затрудняется прохождение звуковой волны и слух ухудшается, а при выпячивании давление падает и слух восстанавливается. Если стремя подвижно, то слух при сгущении ухудшается, и опыт положительный, а при неподвижном стремени, при заболевании отосклерозом, никаких изменений не возникает, опыт отрицательный. Проведение трех, а при необходимости четырех опытов позволяет создать впечатление о характере поражения слуха, предположить звукопроводящий или звуковоспринимающий характер нарушения слуха, или одновременное поражение обеих функций. |
Определение остроты слуха методом шепотной речи
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Речевое исследование слуха — шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от врача таким образом, чтобы исследуемое ухо было обращено в его сторону, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода и пальцем, при этом III палец слегка трется о II, в результате чего образуется шуршащий звук, который заглушает ухо.
Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, поэтому обследуемый не должен смотреть в сторону врача. Врач, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, шепотом произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., а затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т.д. В том случае, если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач уменьшает его на 1 м и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.
Количественное выражение результатов данного исследования— максимальное расстояние (в метрах), с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом. Исследование разговорной речью проводят по тем же правилам.
Определение остроты зрения
Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно. При этом в центральной ямке жёлтого пятна сетчатки между двумя возбуждёнными колбочками должна быть одна невозбуждённая. Если же возбуждаются две соседние колбочки, то две точки воспринимаются как одна.
Угол зрения 1 угловая минутасоответствует нормальной остроте зрения человека. На этом принципе основана методика определения остроты зрения. Составлены таблицы, в которых элементы букв (или разрывы кольца Ландольта) различаются под углом зрения 1 минута с определённого расстояния (таблица Сивцева-Головина).
Visusрассчитывается по формуле:V = d / D ,гдеd –расстояние, с которого пациент различает буквы данной строки, аD –расстояние, с которого пациент должен их различать. Так, десятую строчку сверху (или третью строчку снизу) пациент должен различать с расстояния 5 м. Если он её различает с 5 м, то егоvisusравен 1,0:V = 5 / 5 = 1.Можно пользоваться упрощенным правилом: если пациент видит 9 строчек сверху, егоvisusравен 0,9; если видит 8 строчек сверху –visus= 0,8 и т.д.
Определение поля зрения
Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).
Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.
ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методы изучения функций коры головного мозга
К методам изучения функций коры мозга относятся: удаление всей коры мозга или отдельных ее участков, раздражение коры электрическим током или химическими раздражителями, электрофизиологический метод, микроэлектродный метод регистрации активности нейронов коры мозга, электроэнцефалография, метод регистрации вызванных потенциалов в коре мозга, клинический метод (наблюдение в клинике за больными с поражениями ЦНС), метод условных рефлексов и др.
Электроэнцефалография
Это запись ритмической электрической активности структур головного мозга, т.е. колебаний потенциалов мозга. Регистрация ЭЭГ у человека осуществляется при наложении электродов на кожу головы через специальную токопроводящую пасту или салфетку, смоченную раствором хлорида натрия. Различают 4 основных ритма на кривой ЭЭГ:α (альфа), β (бета), θ (тета), Δ (дельта). Альфа-ритмимеет частоту от 8 до 13 в сек., регистрируется в состоянии лежа или сидя с закрытыми глазами в условиях умственного и физического покоя.Бета-ритмимеет частоты выше 13 ( в среднем 70 в сек), регистрируется в бодрствующем состоянии, при умственной работе.Тета-ритмимеет частоту от 4 до 7 в сек., регистрируется при неглубоком наркозе, неглубоком наркозе, при болевых раздражениях, отрицательных эмоциях.Дельта-ритмимеет частоту от 0,5 до 3 в сек., регистрируется во время глубокого сна, глубокого наркоза.
Рекомендуемые страницы:
Как проверить слух ребенку?
Способность нормально слышать чрезвычайно важна для гармоничного развития личности маленького человечка. Если у ребенка плохой слух, то ему трудно понимать окружающих, он может слышать только обрывки слов или одно и то же слово каждый раз по-разному, а значит, он не сможет запоминать и воспроизводить взрослую речь. В связи с этим у малыша возникает отставание в речевом развитии, а впоследствии трудности социализации, проблемы в учебе. Школьники, у которых есть проблемы со слухом, отличаются плохой успеваемостью, у них наблюдаются дефекты письма и трудности с пониманием прочитанного. Чем раньше будет выявлена проблема, тем проще с ней справиться или помочь малышу приспособиться к своему состоянию.
Функция органа слуха
Для того чтобы представлять отчего у ребенка может ухудшиться слух следует хоть отдаленно понимать, что представляют собой органы слуха. Звуковой анализатор реагирует на такое физическое явление, как звук, порождаемый волнообразными колебательными движениями частиц различных сред, в том числе и воздуха.
При этом человеческое ухо воспринимает колебания только определенной частоты и силы. Нижняя граница слуха составляет 10-16 Гц, а верхняя – 16-20 тысяч Гц (кГц). Эти границы слышимого диапазона называют слуховым порогом и порогом ощущения давления соответственно. В то же время чувствительность к частоте звука также неравномерна. Нижние частоты (до 100 Гц) воспринимаются на слух как непрерывный гул, средние находятся в границах от 100 Гц до 5 кГц и входят в диапазон прямой слышимости. От 5 кГц начинается высокочастотный диапазон. Интересно, что звуки частотою в 20 кГц могут слышать только дети в возрасте до 8-10 лет. По силе звуки слухового восприятия достигают от нуля до 130 дБ.
Слуховые органы окончательно оказываются сформированы уже на 20-й неделе беременности, однако становление их функций происходит постепенно.
Полезно знать: новорожденные воспринимают только высокочастотное звучание. Более слабые звуковые раздражители воспринимаются младенцами приблизительно с трехмесячного возраста.
Поэтому до 4-4,5 месяцев все дети развиваются одинаково вне зависимости от того имеют ли они проблемы со слухом или нет. Они кричат, гулят, лепечут, однако, если малыш слабослышащий или глухой, то со временем лепет угасает, а не переходит к элементарной речи.
Когда нужно проверять слух ребенка?
Нарушения слуха бывают односторонними, двусторонними, а также наследственными, врожденными, приобретенными. Кроме того, исходя из места локализации повреждений в слуховом анализаторе, различают: кондуктивные, нейросенсорные, смешанные нарушения.
Полезно знать: к кондактивным относятся патологии наружного и среднего отдела уха, то есть нарушения звукопроводящей системы. Такие отклонения можно вылечить или приобрести ребенку звукоусиливающую аппаратуру.
Нейросенсорные формы нарушений возникают при повреждении центрального и внутреннего отделов уха. Чаще всего они определяются наследственностью или являются результатом патологий беременности.
Важно: детям с аномалиями звуковоспринимающей системы требуется слухопротезирование и специальные занятия с сурдопедагогом, способствующие развитию слухового восприятия.
При сочетании патологий считается, что тугоухость или глухота имеют смешанную форму.
Определить, что у чада проблемы со слухом можно понаблюдав за его звуковыми реакциями.
Полезно знать: с 3-4 месяцев ребенок начинает реагировать на голоса родителей, поворачивать голову в сторону звука, отвечать на него мимикой, замиранием или плачем, если звук его испугал. К году кроха, как правило, узнает голоса близких ему людей и различает бытовые шумы, может даже выполнять короткие поручения.
Поэтому уже в столь раннем возрасте можно заподозрить наличие проблем со слухом. Если они не будут выявлены, то малыш может начать отставать в общем развитии. Совет: крайне желательно проверять слух, если ребенок не говорит фразами в 2-3 года, часто переспрашивает, ему трудно общаться по телефону, не реагирует на слова, когда не видит собеседника.
Также необходимо подвергать слух ребенка проверке перед поступлением в образовательное учреждение и после тяжело перенесенных инфекционных заболеваний, особенно если лечение производилось антибактериальными препаратами с ототоксическим действием.
Медицинское исследование слуха
Для того чтобы проверить слух малыша проще всего сводить его на прием к отоларингологу или сурдологу – врачу, занимающемуся диагностикой и лечением различных слуховых расстройств. Задачей докторов является проведение обследования и выявление тугоухости или полного отсутствия слуха. Существует довольно много видов исследований слуховой функции у детей, которые применяются в медицинской практике.
Полезно знать: современные методики позволяют дать количественную и качественную оценку слуховому органу вне зависимости от возраста пациента и его развития. Технический прогресс позволяет провести полную диагностику слуха даже новорожденного ребенка.
Измерение остроты слуха называют аудиометрией.
При этом определяется слуховая чувствительность к разночастотным звуковым волнам. Трудности диагностики тугоухости у детей связаны с различным уровнем их развития, низкой способности к длительной концентрации внимания, разности слуховых реакций в каждом возрастном периоде, а также с тем, что дети не жалуются на наличие слуховых нарушений, поскольку у них часто нет другого жизненного опыта. В связи с этим проводимые медицинским работником исследования могут проходить как во время бодрствования, так и во время сна маленьких пациентов и требуют от доктора знаний их слуховых особенностей.
Важно: исследование слуха должно проводиться в шумоизолированном помещении длиною не менее 6-7 метров, идеально в специальной сурдокамере. Слух в настоящее время проверяют несколькими способами, а именно с помощью разговорной речи и чистых тонов.
Условия при этом также создаются разные. Так, проверка может происходить в абсолютной тишине или при дозированном шумовом фоне. Способы исследования также делятся на объективные, которые не требуют активного участия ребенка, и субъективные, основанные на оценке словесных, двигательных и поведенческих реакций малыша.
К основным способам исследования слуха речью в медицинской практике относятся:
- шепотная и разговорная речь. Этот метод несколько упрощенно можно повторить и в домашних условиях, но об этом ниже;
- речевая аудиометрия. При этом испытуемый должен повторять или записывать, если уже умеет писать, услышанный в аудиовоспроизведении текст. Судят об остроте слуха ребенка исходя из процента правильно понятых им слов.
При исследовании слуховой функции чистыми тонами применяют камертоны и тональные аудиометры. Основными методиками в этом случае являются тональная, надпороговая и шумовая аудиометрия, метод выравнивания громкости, исследование ультразвуком, электроэнцефалография и другие.
Как осуществить проверку слуха у ребенка дома?
Прежде чем вести ребенка в клинику можно предпринять попытку самостоятельно проверить его слух. Нужно понимать, что способы проверки для новорожденного, годовалого малыша и школьника будут существенно отличаться.
Проверка слуха ребенка дошкольного и школьного возраста
У взрослого ребенка, который уже понимает суть проблемы, слух можно проверить шепотной и разговорной речью. Хотя этот способ не дает стопроцентных результатов и очень зависит от субъективных показателей, вносимых в процесс проверяющим (частота человеческой речи очень вариабельна), но его все же применяют даже врачи. Кроме того, в быту сложно создать оптимальные условия для проверки, исключить все посторонние шумы.
Важно: для проведения проверки необходимо стать на расстоянии 5-6 метров от ребенка так, чтобы он не видел лица родителя. Делается это потому, что малыш, который уже некоторое время страдает тугоухостью, не смог ориентироваться на движение губ.
Поскольку разговорная речь в девять раз громче шепотной, то проверку начинают с последней. Мама или папа должны называть слова, а ребенок их повторять. При этом нужно сохранять одинаковую интенсивность произношения, а называть слова следует выдохнув, используя резервные запасы воздуха в легких, как это делают врачи.
Полезно знать: для ребенка с полноценным слухом дистанция в 5-6 метров будет оптимальной, он, не ошибаясь, повторит все сказанное. Если крохе не удается этого сделать, то следует постепенно сокращать расстояние до тех пор, когда он сможет разобрать шепот.
Если шепотную речь ребенок не слышит даже на очень близком расстоянии, то процедуру повторяют с помощью разговорного тембра. При этом говорить родитель должен со средней интенсивностью, а первоначальное расстояние увеличивается до 20 метров.
Совет: при проверке следует помнить о том, что произносимые слова должны соответствовать возрасту ребенка, быть ему знакомы.
Кроме того, нужно учитывать, что от характера словесного материала сильно зависит разборчивость речи. Так, предложения разобрать гораздо проще, чем односложные слова.
В медицинской практике при проверке применяются таблицы специально подобранных слов. К примеру, в таблице В. И. Воячека они подобраны по отношению к басовой и дискантовой группе, а таблицы Лангенбека и Б. В. Богданова служат средством получить представление о взаимосвязи интенсивности звуков и разборчивости речи.
Проверять следует каждое ухо отдельно, что позволяет выявить одностороннюю потерю слуха. В связи с этим нужно попросить ребенка закрыть одно ухо пальцем или вложить в слуховой проход кусочек ватки. Доктора отключают незадействованное при проверке ухо надавливая на козелок.
Проверка слуха младенца
Полезно знать: в течении первого года жизни для проверки слуха у детей в домашних условиях подойдет метод гороховых проб.
Для этого нужно взять четыре одинаковые емкости. Это могут быть коробочки от фотопленки, из-под лекарств или от игрушки из шоколадного яйца с сюрпризом. Одну из них нужно оставить пустой, а другие заполнить на одну треть крупами – гречневой, манной и горохом. Используются именно эти наполнители, поскольку при сотрясании емкостей они создают определенную интенсивность звука. Так, горох звучит на уровне 70-80 дБ, гречка – 50-60 дБ, а манная крупа создает звук интенсивностью в 30-40 дБ. До трехмесячного возраста дети различают только довольно громкие звуки на высокой частоте. Эту особенность надо учесть при проверке, ведь на сотрясание емкости с манной крупой новорожденный вовсе никак не отреагирует.
Проверку следует начинать тогда, когда малыша ничего не беспокоит, он здоров, сыт и весел. Если ребенок еще не научился сидеть, то следует уложить его на спину. В одну руку взрослый должен взять пустую баночку, а в другую ту, в которой манная крупа, и начать ими симметрично трясти возле ушек ребенка. При этом расстояние должно быть приблизительно 25-30 сантиметров. Как правило, ребенок поворачивает головку или смотрит в сторону, откуда исходит звук. Затем нужно поменять емкости местами. Если реакции нет, то нужно взять более «громкую» коробочку.
Важно: нужно помнить, что реакции на звук у маленьких детей могут возникнуть только спустя 2-5 секунд, поэтому спешить с выводами не стоит.
Перед тем как подавать новый звук необходимо дождаться полного стихания предыдущей реакции и снова уложить ребенка так, чтобы голова касалась поверхности затылком. Если ребенок постоянно поворачивает голову только вправо или влево, независимо от того, в какой руке у мамы находится звучащая емкость, то есть повод заподозрить у него одностороннюю потерю слуха.
Емкости с крупами можно заменить на звучащие игрушки. Например, погремушки и колокольчики послужат источником высоких частот, дудочку и гармошку издают среднечастотные звуки, а барабан – низкие частоты.
Полезно знать: также следует принять во внимание, что высокие тона различимы с гораздо большего расстояния, чем басы, поэтому колокольчик кроха может услыхать и с двадцати метров, а барабан только с пяти.
Для более точного обследования проводить его должны двое взрослых. При этом один находится вне поля зрения ребенка и издает звуки различными предметами с разных сторон, а второй оценивает его реакции, не привлекая к себе внимания.
Важно: к безусловно-рефлекторным звуковым реакциям у малышей относятся мигание, зажмуривание или широкое распахивание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, повороты головы и туловища (в сторону тихого звука и в противоположную, если он очень резкий), изменение ритма дыхания, движения рук, ног.
Проверка слуха ребенка в раннем детстве
Для ребенка старше года метод гороховых проб не подходит, поскольку строение его уха сильно меняется и звуки он воспринимает уже совершенно иначе.
Совет: проверять слух речью, напротив, может быть еще слишком рано, поскольку не все дети до трех лет правильно произносят слова, да и словарный запас у них ограничен.
Однако именно задержка в речевом развитии является поводом для подобной проверки. В качестве альтернативы можно поиграть с крохой в игру, которая поможет выявить отклонения, если таковые имеются.
Нужно отобрать несколько ярких игрушек, которые ребенок знает и любит (зайка, мишка, машинка, кукла, мячик). Затем, стоя рядом с малышом, нужно шепотом попросить его принести мячик. Когда просьба выполнена, то можно отойти подальше и обратиться с такой же просьбой, но на этот раз пусть ребенок принесет, что-то другое, например, машинку. Если реакции не последовало, то следует начать говорить громче, переходя с шепотной на разговорную речь. Правда, следует знать наверняка, что ребенок понимает, о чем его просят. Другим вариантом этой проверки являются вопросы, которые требуют от малыша знаний частей тела и названий предметов. Если он ими обладает, то тогда можно задавать вопросы такого содержания: «где у зайки хвостик?», «где у куклы ушки?» и так далее.
Можно предложить ребенку и другую игру. Взять три игрушки, издающие звуки, но звучащие по-разному, например, те же колокольчик, дудочку и барабан, и три другие игрушки, с которыми можно выполнять какое-то действие. Пусть в нашем примере такими объектами послужит машинка, кукла и зайка. Далее следует показать малышу, что под звон колокольчика машинка выезжает из гаража и ездит, а когда он смолкает, то заезжает обратно и останавливается. Нужно предложить ему самому позвонить и понаблюдать, как машинка будет ездить и останавливаться. Также ребенок может заставить плясать куклу под дудку или прыгать зайку под звуки барабана. Затем нужно поменяться с ним ролями. С этого момента и начинается собственно проверка.
Родитель должен издавать звуки одной из звучащих игрушек, стоя на расстоянии 6-7 метров от малыша, а тот определить по звуку должна ли танцевать в этот момент кукла, прыгать зайчик или ездить машинка.
Дети очень непоседливы и они могут просто отказываться выполнять задания, если они им в данный момент покажутся неинтересными. В связи с этим можно дождаться, когда кроха заиграется, и попробовать позвать его по имени шепотом с расстояния 5-6 метров. Если он не обернется на зов, то расстояние нужно сократить. Но приближаться к ребенку нужно очень тихо и медленно, чтобы источником его реакции не стало движение (вибрация пола).
Проверяем слух малыша. Видео