Посмертные фотографии: печальная необходимость викторианской эпохи
Одним из самых распространенных и шокирующих для современного человека жанров викторианской фотографии были посмертные снимки. На них запечатлены умершие люди, чаще всего дети, которых гримировали и усаживали в «живые» позы среди родственников. Для чего же создавались эти жуткие фотографии?
Причина была проста — в те времена фотография была дорогой и сложной процедурой. Большинство людей за всю жизнь фотографировались лишь несколько раз по особым случаям. Детская смертность была очень высокой, и нередко ребенок умирал, так и не успев попасть в объектив фотокамеры. Для родителей посмертная фотография часто оставалась единственной возможностью сохранить изображение любимого чада.
Фотографы использовали специальные приспособления и ухищрения, чтобы придать телу естественную позу. Глаза фиксировали в открытом положении, лицо гримировали. В результате отличить живого человека от мертвого на таких снимках бывает непросто.
Призраки и летающие предметы: первые опыты фотоманипуляций
В 1870-х годах британский фотограф Сэмюэл Балбирни начал экспериментировать с фотоманипуляциями, совмещая несколько негативов. Он предлагал клиентам «фотографии духов» — снимки, на которых люди парили в воздухе в компании летающих предметов мебели.
Хотя поначалу идея Балбирни не имела успеха, со временем подобные трюки освоили и другие фотографы. «Призрачные» фотографии стали популярным развлечением и породили целый жанр мистификаций. Некоторые фотографы даже утверждали, что способны запечатлеть настоящих призраков умерших людей.
Безголовые портреты: жуткая мода викторианской эпохи
Еще одним изобретением Балбирни стали так называемые «безголовые портреты». С помощью фотомонтажа создавались жуткие снимки, на которых люди держали в руках собственные отрезанные головы. Такие фотографии быстро вошли в моду и оставались популярными до 1910-х годов.
Викторианцы охотно заказывали подобные снимки, воспринимая их как забавное развлечение. Для нас же эти коллажи выглядят довольно зловещими. Они демонстрируют специфическое чувство юмора той эпохи и интерес викторианцев ко всему мистическому и сверхъестественному.
Скрытые матери: как фотографировали непоседливых детей
Фотографировать маленьких детей в XIX веке было непросто — малыши не могли долго сидеть неподвижно, а выдержки были длительными. Фотографы нашли оригинальный выход — на снимок сажали мать ребенка, полностью закрытую тканью. Она удерживала малыша на коленях, оставаясь при этом невидимой.
В результате получались странные фотографии, на которых дети словно парят в воздухе или сидят на невидимых подставках. Если присмотреться, можно заметить очертания спрятанной под тканью женской фигуры. Такие снимки создают жутковатое впечатление — кажется, что под драпировкой прячется какое-то зловещее существо.
Почему викторианцы любили жуткие фотографии?
Для современного человека многие викторианские фотографии выглядят пугающими и даже отталкивающими. Однако в XIX веке подобные снимки воспринимались иначе. Викторианская эпоха была временем повышенного интереса ко всему мистическому, потустороннему и макабрическому.
Фотография казалась волшебством, позволяющим остановить мгновение и сохранить облик умерших. Жуткие фотоманипуляции воспринимались как забавные трюки и оптические иллюзии. А высокая детская смертность делала изображения мертвых детей печальной обыденностью.
Сегодня эти старинные снимки позволяют нам заглянуть в причудливый и немного пугающий мир викторианской фотографии. Они многое говорят о мировоззрении и эстетических пристрастиях людей той эпохи.
Наследие викторианской фотографии
Хотя большинство жутких фотографических традиций XIX века ушли в прошлое, они оставили заметный след в культуре. Образы призраков и «летающих» предметов, созданные первыми фотоманипуляторами, до сих пор используются в кино и на телевидении. А посмертные фотографии викторианской эпохи стали источником вдохновения для готической эстетики.
Современные фотохудожники нередко обращаются к викторианским техникам и образам, переосмысливая их на новый лад. Жуткое очарование старинных снимков продолжает притягивать и завораживать зрителей, напоминая о том времени, когда грань между жизнью и смертью, реальностью и иллюзией казалась очень зыбкой.